Документы Информационные материалы


Информационно-аналитические материалы по реализации Российской Федерацией Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (ЮНЕСКО) в природной ее части

А.А. Буторин, Фонд «Охрана природного наследия»/Институт географии РАН

 

Основная цель Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного наследия – объединение усилий международного сообщества для выявления, охраны и всесторонней поддержки выдающихся в мировом масштабе памятников культуры и природных объектов.

Российская Федерация представлена в Списке всемирного наследия 10 природными объектами, общая площадь которых превышает 23,7 млн га (площадь Великобритании). Не преобразованные хозяйственной деятельностью человека, существенные по площади объекты всемирного природного наследия являются бесценным стратегическим природным резервом России. Тот факт, что Россия добровольно делает уникальные вклады в общую «копилку человечества», безусловно, положительно влияет на имидж страны. Такие территории нуждаются в первоочередной охране и всесторонней поддержке.

Ставшая известной и популярной в мире идея Конвенции о всемирном наследии может быть эффективно использована для формирования природоохранного сознания, способна существенно изменить отношение российского общества к вопросам охраны природы.

Конвенция об охране всемирного наследия

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Конвенция), принятая 17 сессией Генеральной Конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года, является наиболее действенной и представительной среди природоохранных конвенций и программ.

Основная цель Конвенции – объединение усилий международного сообщества для выявления, охраны и всесторонней поддержки выдающихся в мировом масштабе памятников культуры и природных объектов [4, 9, 10]. В 1975 г. Конвенцию ратифицировало 21 государство, в настоящее время общее число государств-сторон Конвенции достигло 190 [7].

Для усиления эффективности работы Конвенции в 1976 г. были организованы Комитет и Фонд всемирного наследия, а спустя два года первые культурные и природные объекты были включены в Список всемирного наследия.

Среди природных объектов первыми статус всемирного наследия получили Галапагосские острова, национальные парки Йеллоустонский (США), Наханни (Канада) и Симэн (Эфиопия). За последующие годы Список стал весьма представительным как по разнообразию регионов планеты, так и по количеству объектов: он включает 188 природных, 745 культурных и 29 природно-культурных объектов из 157 стран мира [7]. Под охраной Конвенции находятся такие всемирно известные шедевры природы, как Большой Барьерный риф, Галапагосские и Гавайские острова, Гранд-Каньон, гора Килиманджаро, водопады Виктория и Игуасу.

Всемирное природное наследие в Российской Федерации

Россия представлена в Списке 15 культурными и 10 природными объектами. По количеству природных объектов Россия занимает четвертое место вслед за Австралией, Америкой и Китаем. При этом три российских природных объекта имеют площадь более 3 млн. га и входят в десятку самых крупных в мире, а два объекта включены в Список в соответствии со всеми природными критериями [2].

Выдвигаемый на включение в Список объект должен соответствовать как минимум одному из следующих критериев [10]:

vii 
включать уникальные природные явления или территории исключительной природной красоты и эстетического значения;
viii 
представлять собой выдающиеся примеры отражения основных этапов истории Земли, включая следы древней жизни, значимые геологические процессы, которые продолжают происходить в развитии форм земной поверхности, существенные геоморфологические или физико-географические особенности рельефа;
ix 
представлять собой выдающиеся примеры важных, протекающих и в настоящее время экологических и биологических процессов, происходящих в эволюции и развитии наземных, пресноводных, прибрежных и морских экосистем и сообществ растений и животных;
x
включать природные ареалы наибольшей важности и значения с точки зрения сохранения в них биологического разнообразия, в том числе ареалы исчезающих видов, представляющие выдающееся мировое достояние с точки зрения науки и сохранения природы.

Также объект должен являться охраняемым, иметь систему менеджмента, и удовлетворять критериям подлинности и целостности.

В настоящее время статус объекта всемирного природного наследия в России имеют [2]:

На 24 сессии Комитета всемирного наследия было принято решение об обязательном представлении предварительных списков (Tentative List) природных объектов от государств-сторон Конвенции, начиная с 2003 г. Номинации природных объектов могут быть приняты к рассмотрению Центром всемирного наследия только при условии их заявки в предварительном списке. Предварительный список обозначает перспективные к номинированию природные комплексы, при этом государство-сторона не несет каких-либо обязательств по дальнейшему представлению их в Список всемирного наследия.

Для формирования сбалансированного предварительного списка Российской Федерации Минприроды России были предложены следующие природные объекты, номинации которых находятся в стадии подготовки [2]:

Выбор указанных объектов осуществлен на основании анализа их природной значимости, проведенного научными и общественными организациями, и одобрен Минприроды России. Для всех указанных территорий органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в Минприроды России направлены предложения об их включении в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Россия, безусловно, богата неповторимыми и, что очень важно, не затронутыми хозяйственной деятельностью природными комплексами. По приблизительным оценкам ученых, в нашей стране насчитывается около 20 территорий, достойных статуса объекта всемирного природного наследия.

Список наиболее перспективных территорий был определен в ходе совместного проекта ЮНЕСКО и Всемирного Союза Охраны Природы и природных ресурсов (МСОП) по бореальным лесам, а также в результате проведенного МСОП анализа [12]:

Правовые проблемы выполнения обязательств Российской Федерации

В состав российских объектов всемирного природного наследия (ВПН) входят только те территории, которые имеют статус природоохранных на федеральном или региональном уровне: 12 государственных природных заповедников, 5 государственных природных национальных парков, 4 заказника федерального значения, 8 региональных природных парков, 3 региональных памятника природы. В общей сложности площадь российских природных объектов ВН составляет более 23,77 млн. га [2].

Уже начиная с 1997 г. Бюро и Комитет всемирного наследия на своих ежегодных сессиях выражали обоснованную озабоченность по поводу состояния сохранности российских природных объектов. В последние годы реагирующий мониторинг (reactive monitoring), предусмотренный Конвенцией (запросы Комитета ВН, экспертные выездные миссии Центра ВН/МСОП, ежегодная отчетность РФ) направлен на изучение существующих и планируемых хозяйственных проектов, ухудшающих состояние сохранности и угрожающих выдающейся мировой ценности (Outstanding Universal Value) целого ряда российских объектов. В решениях трех последних сессий Комитета ВН (Бразилиа, 2010; Париж, 2011; Санкт-Петербург, 2012) обозначены проблемы следующих объектов [5, 6, 7]:

 «Озеро Байкал» (незаконное строительства на побережье, загрязнение прибрежных вод Байкала, проблемы функционирования БЦБК).

«Вулканы Камчатки» (неэффективная система охраны и управления региональных природных парков, проекты поисково-разведочных работ вблизи границ объекта, планы изменения границ).

«Западный Кавказ» (отсутствие правового охранного статуса буферной зоны, недостаток гарантий того, что Олимпийские Игры и связанное с ними развитие инфраструктуры не несут угрозы объекту, проекты хозяйственного освоения плато Лагонаки).

«Золотые горы Алтая» (планируемое строительство трубопровода через плато Укок, браконьерская охота).

«Девственные леса Коми» (планы разработки месторождений полезных ископаемых в границах объекта).

Основными причинами постоянно возникающих угроз состоянию сохранности объектов ВПН являются:

  • отсутствие в РФ юридической базы в отношении объектов ВПН;
  • отсутствие четкой координации деятельности по выполнению Конвенции;
  • отсутствие необходимой информации о Конвенции и о текущей деятельности РФ в рамках Конвенции;
  • крайняя недостаточность пропаганды и популяризации российских объектов всемирного наследия;
  • отсутствие демонстрации позитивного зарубежного опыта по развитию альтернативного природопользования на объектах ВПН;
  • недостаток государственной поддержки работ в рамках Конвенции.

Выводы и рекомендации

На фоне активного использования природных ресурсов, вовлечения в хозяйственный оборот новых месторождений топливного и минерального сырья, освоения новых участков дикой природы, природоохранные проблемы требуют пристального внимания и оперативного решения.

Для эффективного решения природоохранных проблем необходимо коренным образом изменить отношение к окружающей среде у различных слоев современного российского общества. Популяризация и «продвижение» российских ООПТ в целом и территорий Всемирного природного наследия – участков природы, признанных уникальными в мировом масштабе, а также идей Конвенции о всемирном наследии, сыграет важную роль в решении такой задачи, как формирование экологической культуры.

По целому ряду причин до настоящего времени статус объекта Всемирного природного наследия в России использовался практически с единственной целью – привлечь международные правовые инструменты для предотвращения хозяйственного воздействия как на сами участки ВПН, так и на прилегающие территории. Такой однобокий подход к применению Конвенции не мог не спровоцировать конфликтные ситуации с хозяйствующими субъектами, территориальными органами административного управления, что, в свою очередь, привело к приостановке процесса номинирования новых территорий. Отсутствие доступной информации о Конвенции, ее целях и задачах, а также о российских объектах ВПН (даже подавляющее большинство местных жителей не знает о соседстве с уникальными объектами природы), является серьезной проблемой, не позволяющей в полной мере использовать огромный потенциал статуса объекта всемирного наследия, а также грамотно применять Конвенцию.

Статус является не запретительным механизмом, а альтернативой развития и способствует получению целого ряда преимуществ, как в природоохранном контексте, так и в плане всесторонней поддержки территорий, включенных в Список всемирного наследия.

Основные преимущества можно свести к следующему перечню [3]:

  • повышение престижа Государства, территорий ВПН и управляющих ими учреждений,
  • формирование экологической культуры современного российского общества,
  • популяризация включенных в Список объектов,
  • развитие альтернативного природопользования (экологического туризма, традиционных промыслов и т.п.) и активизация местного социально-экономического развития,
  • приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки объектов ВПН,
  • организация мониторинга и контроля за состоянием сохранности природных объектов,
  • формирование стратегического природного резерва.

Уникальные российские природные территории, имеющие выдающееся мировое значение и включенные в Список ВН ЮНЕСКО, безусловно, являются предметом национальной гордости и призваны популяризировать богатейшее природное наследие России.

Не преобразованные хозяйственной деятельностью человека, существенные площади российских объектов всемирного природного наследия являются бесценным стратегическим природным резервом, расположенным на территории России. Кроме того, тот факт, что Россия добровольно делает уникальные вклады в общую «копилку человечества», безусловно, положительно влияет на имидж страны. Такие территории нуждаются в первоочередной охране и всесторонней поддержке.

Ставшая известной и популярной в мире идея Конвенции о всемирном наследии может быть эффективно использована для формирования природоохранного сознания, способна существенно изменить отношение российского общества к вопросам охраны природы. Используя инструменты Конвенции и богатый опыт ее применения, в России может быть учреждена ежегодная национальная премия «Природное наследие России». При грамотной организации процесса номинирования (привлечение к процессу наиболее популярных географов, природоохранных деятелей, взаимодействие с социально ответственным бизнесом и т.п.) лучших уголков российской природы, такая премия может стать мощным фактором формирования национальной идеи Великой России.

Целесообразно осуществить комплекс мероприятий, направленных на совершенствование выполнения РФ Конвенции об охране всемирного наследия и сохранение и поддержку конкретных объектов ВПН (предложения для среднесрочной программы мероприятий были разработаны во время обучающих семинаров для менеджеров российских объектов всемирного наследия) [12]:

  • разработка концепции и целевой федеральной программы выполнения Конвенции об охране всемирного наследия в природной ее части;
  • внесение дополнений, определяющих правовой статус объектов ВПН, в законодательство РФ и в региональные законодательные акты;
  • создание координационных советов объектов ВПН (особенно актуально для объектов, состоящих из нескольких ООПТ). На базе координационных советов в перспективе создание Ассоциации объектов ВПН РФ;
  • организация системы оперативного мониторинга на территориях ВПН;
  • поиск альтернативного финансирования территорий ВПН. Контакт с бизнесом в рамках «Программы партнерства» Центра ВН ЮНЕСКО. Предоставление прямой финансовой помощи объектам ВПН через систему грантов, соглашений и т.п. для выполнения конкретных срочных проектов;
  • привлечение внимания и интереса местного населения, регионального бизнеса и администрации к решению проблем территорий ВПН;
  • развитие альтернативного природопользования на территориях ВПН: экологического туризма, традиционных народных промыслов и т.п.;
  • обеспечение информационной поддержки территориям ВПН (издание информационного бюллетеня, перевод и распространение специальной литературы, разработка веб-сайтов объектов ВПН и т.п.);
  • организация ежегодных обучающих семинаров, рабочих встреч, программ обмена опытом со специалистами зарубежных территорий ВПН. Инициатива взаимодействия «Территорий – побратимов»;
  • анализ существующих и потенциальных конфликтов между природоохранными и социально-экономическими приоритетами. Разработка методологии их разрешения;
  • разработка методики оценки стоимости экологических (биосферных) услуг, оказываемых объектами ВПН местному населению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Н. В. Максаковский, В. Р. Крогиус, А. А. Буторин Проблемы управления всемирным наследием: российский опыт в мировом контексте // Наследие и современность: информационный сборник. Выпуск №17, Москва, 2010. С. 22-48.
  2. А.А. Буторин Всемирное природное наследие в России: объекты, значение, проблемы, перспективы.// Экологическое планирование и управление. №4, Москва, 2010.
  3. А.А. Буторин Преимущества статуса Всемирного наследия в российской практике. Russian Conservation News, 2006. №40, c. 4-6.
  4. World Heritage Information Kit. UNESCO World Heritage Centre, 2008.
  5. Documents of 34-th, 35-th, and 36-th sessions of the World Heritage Committee.
  6. Investing in World Heritage: past achievements, future ambitions. A guide to International Assistance. UNESCO World Heritage Centre, 2002.
  7. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. ЮНЕСКО, 1972.
  8. Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention. UNESCO, 2010.
  9. Protected Areas - Benefits beyond Boundaries. IUCN, 2000.
  10. Сайт Фонда «Охрана природного наследия»: http://www.nhpfund.ru/